Month: Февраль 2022

Оформить права на объект дольщика может застройщик

Федеральным законом № 214-ФЗ застройщику после передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства и постановки такого объекта на государственный кадастровый учет предоставлено право на подачу без доверенности в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект.

Для этого застройщику достаточно подать заявление с приложением передаточного акта и подтверждением оплаты государственной пошлины. Согласие дольщика в данном случае не требуется.

С 01.01.2022 процедура стала еще более простой. В случае подписания передаточного акта застройщиком и дольщиком  на бумаге, для перевода документа в электронный вид достаточно только электронной подписи застройщика.

Также внесены изменения в законодательство о долевом участии в части удостоверения проведенной регистрации права дольщика: застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства обязан передать собственнику выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Проставление на подлинном экземпляре договора участия в долевом участии специальной регистрационной надписи теперь не предусмотрено действующим законодательством.

Напоминаем о том, что в целях повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения доли услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, срок проведения регистрации по заявлениям в электронном виде на территории Алтайского края сокращен до 1 рабочего дня.  Регистрация будет проведена в течение суток в случае, если по представленным документам отсутствуют замечания и Росреестром получена информация об уплате заявителями государственной пошлины.

Можно ли построить баню на своем участке?

Можно ли построить баню на своем участке?

 

Согласно действующему законодательству возводить бани допускается на участках с различными видами разрешенного использования земли.

Разрешается возводить баню на участке, предназначенном под индивидуальное жилищное строительство.

На участках с подсобным хозяйством, находящихся в частной собственности, возводить баню разрешается, однако в данном случае существуют некоторые особенности. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки двух видов: приусадебные (находятся внутри населенных пунктов) или полевые (находятся за пределами населенных пунктов на сельскохозяйственных землях). На последних строить запрещено законом, в то время как на приусадебных участках разрешено возводить баню.

С сентября 2019 года в Российской Федерации действует Закон о ведении садоводства и огородничества. В нем разграничивается, какие виды построек можно возводить на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, а какие – для огородничества.

Если участок предназначен для садоводства, на нем можно возвести хозяйственные постройки, в том числе баню и если постройка будет на фундаменте, то ее необходимо будет зарегистрировать, так как в таком случае она станет объектом капитального строительства.

Если участок предназначен для огородничества, то строить на нем баню и другие вспомогательные постройки капитально, то есть на фундаменте, запрещено.

Если владелец хочет установить прочный фундамент, ему придется изменить вид разрешенного использования земельного участка. При выборе вида разрешенного использования земельного участка стоит учитывать правила землепользования, застройки и расположение участка в определённой территориальной зоне.

Важно! Нельзя изменить вид участка, который был предоставлен садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан, созданному до 29 июля 2017 года. Это правило закреплено в ч. 24 ст. 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под исключения попадают случаи, когда товарищество (кооператив) ликвидированы или не действуют. Статус объединения можно проверить в Едином государственном реестре юридических лиц.

Как зарегистрировать баню, если она является объектом капитального строительства?

Вначале необходимо обратиться к кадастровому инженеру, чтобы  провести обмеры бани и составить ее технический план. Затем необходимо обратиться в регистрирующий орган  или МФЦ с заявлением об осуществлении одновременно кадастрового учета и регистрации прав с приложением к нему подготовленного технического плана, правоустанавливающего документа на земельный участок (если земельный участок не зарегистрирован) и документа об уплате государственной пошлины.

 

Чухрай Я.А., начальник Межмуниципального Хабарского отдела

 

Краевой Росреестр рассказал подробнее об основных причинах приостановления государственного кадастрового учета

Вопрос:

Какие причины чаще всего являются основаниями приостановления учетно-регистрационных действий при государственном кадастровом учете                         и государственном кадастровом учете с одновременной регистрацией прав земельных участков?

 

Ответ:

В январе 2022 года основной причиной приостановления учетно-регистрационных действий по-прежнему являются ошибки кадастровых инженеров, допущенные ими при подготовке межевых планов.

Согласно ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»[1] форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования, а именно Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»[2].

Так, согласно Приказу № 921, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Межевые планы должны быть представлены в орган регистрации прав в электронном виде. Кроме того, содержание самого межевого плана также должно соответствовать требованиям Приказа № 921.

Так, наиболее распространенной ошибкой является тот случай, когда в межевой план не включен акт согласования границ либо количество актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков, при этом такой межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка. Еще одна часто встречающаяся ошибка при составлении межевого плана заключается в том, что границы земельного участка, в отношении которого представлено заявление и межевой план, могут пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в ЕГРН. Часто кадастровые инженеры готовят межевые планы в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, между тем, наличие реестровой ошибки в представленных межевых планах не обосновано кадастровыми инженерами. Также встречается ошибка, когда кадастровый инженер в межевом плане уточняет смежную границу земельных участков, при этом указывает координаты характерных точек одного земельного участка, не указывая координаты смежного с ним участка.

Кроме того, при обращении к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана, следует обращать внимание на то обстоятельство, использует ли кадастровый инженер электронные сервисы Росреестра при подготовке межевого плана, а также сервис «личный кабинет кадастрового инженера» на сайте Росреестра.

Обращаем внимание, что использование кадастровым инженером электронных сервисов Росреестра значительно ускоряет процесс получения государственных услуг, а также позволяет избежать ситуации приостановления государственного кадастрового учета и государственного кадастрового учета с одновременной регистрацией прав.

 

[1] Далее – Закон № 218-ФЗ

[2] Далее – Приказ № 921

Государственный земельный надзор (контроль) на территории Хабарского и Панкрушихинского районов

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) в Хабарском
и Панкрушихинском районах осуществляется Межмуниципальным Хабарским отделом краевого Росреестра.

Так, в течение 2021 года было проведено 70 плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства на общей площади 136490 кв.м. Проведено 32 административных обследования объектов земельных отношений,
в результате которых выявлен 31 признак нарушений земельного законодательства, который, впоследствии, являлся поводом для инициирования внеплановых проверок на обследуемых земельных участках. Проведено 3 выездных обследования, 27 наблюдений за соблюдением обязательных требований.

В ходе проведения проверок выявлено 36 нарушений земельного законодательства, вынесено 36 обязательных для исполнения предписаний
об устранении нарушения требований земельного законодательства РФ. Составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении 5 нарушителей.

Руководитель Межмуниципального Хабарского отдела Росреестра Яна Чухрай пояснила: «Основные нарушения, выявляемые при проведении проверок:

— использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, устанавливающих (удостоверяющих) право на земельный участок (согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ);

— самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный участок (согласно ст.7.1 КоАП РФ);

— невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов (согласно ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ)».

Собственник земельного участка должен использовать его в границах своей территории и учитывать координаты характерных точек. Нарушения могут быть допущены в результате возведения построек, облагораживания либо ограждения территории, а также приобретения участка с уже имеющимися постройками, которые находятся за границами участка. Административная ответственность
по ст. 7.1 КоАП РФ возникает как за действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством прав.

Для сведения, штрафы для физических лиц за самовольное занятие земельного участка составляют не менее 5 тыс. руб., за неисполнение в срок выданного предписания об устранении нарушений земельного законодательства – от 10 до 20 тыс. руб., за повторное неисполнение выданного предписания в течение года – от 30 до 50 тыс. руб.

В случае, если вам стало известно о нарушениях земельного законодательства, вы можете сообщить об этом в Межмуниципальный Хабарский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю (658780, с. Хабары, ул. Ленина, д. 40, тел. 8 (38569) 21-5-55, 22-3-56, hb@altreg.ru).

Вопрос неопределенности о выборе вида разрешенного использования земельного участка урегулирован

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ[1], используются
в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Сведения о виде или видах разрешенного использования
(за исключением вспомогательных видов разрешенного использования) земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости[2].

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ у земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основные, условно-разрешенные, вспомогательные виды разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются
в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 493-ФЗ[3] внесены изменения
в пункт 2 статьи 7 ЗК РФ и пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона
от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», изменения вступили в силу 10.01.2022.

В соответствии с внесенными изменениями в отношении земельного участка могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных
или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной
или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством
о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка
по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства следует учитывать, что основной вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. Сведения о вспомогательных видах использования участка вносить в реестр не требуется (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Для изменения основного и вспомогательного вида разрешенного использования собственнику земельного участка, необходимо обратиться
с заявлением в любой офис КАУ «МФЦ Алтайского края», адреса и график работы офисов которого можно уточнить на официальном сайте https://mfc22.ru .

Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному; установить его вместо основного нельзя.

 

[1] Далее — ЗК РФ

[2] Далее — ЕГРН

[3] Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ[3] «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации[3] и статью 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В Росреестре подведены итоги конкурса на звание «Лучший по профессии в системе Росреестра»

В целях повышения престижа федеральной государственной гражданской службы Росреестра, распространения передового опыта государственного управления, выявления и поощрения гражданских служащих Росреестра, повышения эффективности деятельности гражданских служащих в реализации основных задач, возложенных на Росреестр, обладающих лучшими профессиональными знаниями и умениями, а также в целях определения наиболее эффективно работающих гражданских служащих, стимулирования
их профессионального роста в Росреестре проведен ежегодный конкурс на звание «Лучший по профессии в системе Росреестра».

От регионального ведомства в конкурсе приняли участие главный специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Болдышев Сергей Александрович и старший специалист 1 разряда административно-хозяйственного отдела Петрова Наталья Петровна.

Комиссией, созданной для подведения итогов конкурса, проведена оценка служебной деятельности участников и определены победители.

Болдышев Сергей Александрович занял 3-е место в номинации «Лучший инспектор государственного контроля (надзора)», Петрова Наталья Петровна — 2-е место в номинации «Лучший специалист в сфере административной деятельности».

Болдышев С.А. и Петрова Н.П. награждены Благодарностью руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Благодарим сотрудников за участие и поздравляем с победой!

 

В алтайском Росреестре рассказали, как изменить назначение здания, сооружения, помещения и наименование такого объекта

Сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), помещения (нежилое, жилое) и наименовании (при наличии) вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в качестве дополнительных.

Если правообладатель хочет изменить назначение здания и провести его реконструкцию, перевести нежилое помещение в жилое, то сначала необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

В соответствии с п.5.1 ст. 32 «об изменении назначения здания, сооружения, помещения» 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» орган местного самоуправления направляет в орган регистрации сведения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

Необходимо отметить, собственник здания может подать заявления о внесении в ЕГРН сведений об изменении наименования здания (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) без предоставления технического плана здания. Такие сведения вносятся в ЕГРН в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

При этом законодателем определено, что в указанном порядке могут быть измены сведения исключительно в отношении:

— здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;

— здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;

— автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является частью автомобильной дороги.

Также наименование назначения объекта может быть изменено на основании вступившего в законную силу решения суда.

В Алтайском крае утвердили новый перечень земельных участков для строительства

На очередном заседании Оперативного штаба при Управлении Росреестра по Алтайскому краю определены еще 11 земельных участков, имеющих потенциал для вовлечения  под жилищное строительство, помимо ранее утвержденных 46.

Таким образом, перечень территорий в крае для строительства увеличился до 57, их общая площадь составляет более 1627 га,  23 участка определены под индивидуальное жилищное строительство,  34  под строительство многоквартирных домов. Информация о 46 земельных участках размещена на  публичной кадастровой карте, в  скором времени на ПКК  появятся  ещё 11 земельных участков.

По словам заместителя руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елены Саулиной, на очередном заседании расширен перечень за счет  территорий г. Барнаула, Локтевского и Бийского районов. В Барнауле, например, появился новый участок, расположенный  в селе Власиха на улице Мамонтова, 196. Данный земельный участок находится в федеральной собственности с видом разрешенного использования – «Индивидуальное жилищное строительство», его площадь составляет 3886927 кв.м.

За время работы Оперативного штаба алтайского Росреестра территории под жилищное строительство нашли в шести городах Алтайского края: Барнауле, Бийске, Белокурихе, Рубцовске, Заринске, Яровом, а также на территории Тальменского, Локтевского, Бийского районов.

 

Алтайский Росреестр продолжает выстраивать электронное взаимодействие с банками региона

В целях выстраивания электронного взаимодействия руководство Управления провело ряд рабочих встреч с представителями кредитных организаций Алтайского края.

Одним из ключевых направлений Росреестра является перевод услуг в электронный вид. Так, в Алтайском крае действует проект «Электронная ипотека за 1 день», который стал возможным благодаря интеграции электронных сервисов Росреестра и кредитных организаций. Проект позволяет за 24 часа зарегистрировать ипотеку и договор купли-продажи с ипотекой удаленно, что является актуальным в условиях пандемии.

На данный момент прослеживается тенденция к увеличению количества зарегистрированных ипотек именно в электронном виде. Такой формат оформления сделок стал проще и доступнее для граждан без личного визита в офисы приема документов и МФЦ. В течение 2021 года порядка 50% заявлений по ипотечным сделкам представлено заявителями в электронном виде.

— Выстраивание долгосрочного электронного взаимодействия с кредитными организациями Алтайского края способствует развитию цифровых услуг и сервисов Росреестра, в том числе электронной ипотеки в интересах граждан и профессиональных участников рынка, — прокомментировал заместитель руководителя ведомства Андрей Рерих.

Стоит отметить, что в целях повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения доли услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, срок проведения регистрации по заявлениям в электронном виде на территории Алтайского края сокращен до 1 рабочего дня. Регистрация будет проведена в течение суток в случае, если по представленным документам отсутствуют замечания и Росреестром получена информация об уплате заявителями государственной пошлины.

Алтайский Росреестр информирует: как снять недвижимость с кадастрового учета

В случае, когда объект недвижимости перестал существовать (был снесен, сгорел) или в связи с ветхим состоянием не подлежит восстановлению, его необходимо снять с государственного кадастрового учета, а также прекратить
на него право собственности, если оно было ранее зарегистрировано.

Зачем снимать такой объект с учета?

— Одна из причин снятия здания, жилого дома с кадастрового учета – исключение недостоверных сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, если объект недвижимости не снят с учета, то собственник все равно обязан платить налоги на недвижимость.

В связи с тем, что объект еще признается существующим, то лицо, указанное
в ЕГРН в качестве собственника, должно будет уплачивать налог, в том числе
и за несуществующий объект, — сообщила Елена Бандурова, заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю.

Какие документы нужны для снятия объекта с ГКУ?

— заявление о снятии с учета объекта недвижимости;

— правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, только в том случае, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;

— акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости.

— судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;

— документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Подготовленный пакет документов можно представить в бумажном виде при личном визите в МФЦ или в электронном виде через личный кабинет
на официальном сайте Росреестра (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи).

Елена Владимировна отметила: «Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется бесплатно в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов. В результате проведения учетных действий заявителю будет выдана выписка
об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащая информацию о том, что объект недвижимости снят с кадастрового учета».